Сысертский завод художественного фарфора

Предприятие

История предприятия

      В Сысерти издавна существовало домашнее керамическое производство. Глина добывалась на берегу р. Сысерти и вдоль берега заводского пруда. Гончарное заведение « Гончарка », владельцами которого до революции были братья Харитоновы, обеспечивала все окрестные села латками, горшками, кринками, корчагами и прочей керамической утварью.
      На базе « Гончарки » в 1928 г. возникла артель по производству керамики. На основе слияния артелей « Новый путь »(1932) и « Красный партизан » (1936) появилась в 1946 г. артель « Промкооператор ». В предвоенные и послевоенные годы все было по стародавней традиции: глиняную массу мяли « вножную » в деревянных чанах, обжигали на дровах, глазуровали гончарной глазурью, исходные материалы производили на месте. Выпускали посуду, скульптуру, игрушки, кукольные головки. В конце 40-х годов возникает интерес к местному месторождению цветных и белых глин. Местный керамист Н.И. Меньшикова проводит в 1953 г. эксперимент по отливке небольших предметов и скульптур из местного сырья при t обжига 1280 градусов. С этого времени начинается выпуск фарфоровых изделий методом сливного литья в гипсовые формы.
      10 октября 1960 года артель преобразуется в « Сысертский завод керамических изделий ». Появились новые цеха, печи для обжига, осваивалась новая продукция. В 1953 году пришли художники-профессионалы со специальным образованием Н.Ф. Малышев и Н.С. Иноземцев, на плечи которых легла ответственность за повышение художественного уровня заводской продукции. В дальнейшем они стали заслуженными художниками РФ. С 1966 года изделия СЗКИ ежегодно эксплуатируются на выставке ВДНХ в Москве. Посудные формы Сысертского завода в целом базируются на национальной керамической традиции и, в первую очередь, на вековом опыте местных мастеров: их представление о красоте выражено в округлых, ясных очертанях предметов, в мазковой росписи, которой отдается явное предпочтение.


      10 декабря 1977 года завод переименован в « Сысертский завод художественного фарфора ». С тех пор выпущены сотни новых изделий сложного формообразования и художественного оформления: вазы, столовые, чайные, кофейные; комплекты и наборы предметов, салатники, приборы для специй, сувениры.
      В начале 1980-х годов на заводе создается экспериментально-технологическая лаборатория и творческая группа, озабоченные созданием высокохудожественных изделий. Ведутся поиски новых сырьевых материалов, позволяющих повысить белизну и просвечиваемость фарфора до уровня мировых стандартов. Новое поколение художников и технологов, пришедших в это время, вносит свежее направление в развитие традиций промысла.


      В 1991/92 гг. экономическая перестройка приводит к приватизации предприятия и реорганизации его в акционерное общество закрытого типа «Сысертский фарфор ».
      Завод представляет собой предприятие высокой культуры, оснащенное современным оборудованием для приготовления качественной фарфоровой массы, автоматическими скоростными печами для обжига, налажен выпуск малотиражной серии художественных изделий с применением творческого варьирования. Массовая продукция стала в целом более тонкостенной, легкой и просвечиваемой. Улучшилось качество росписи, живописцы обучались филигранной технике золотого ажурного орнамента.

      В 1994 году продукция ЗАО « Сысертский фарфор » была впервые отнесена Областным художественно-экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов.
      В 1998 году завод приступил к воссозданию иконостаса для Крестовоздвиженского собора Николаевского монастыря в честь 400-летия г. Верхотурье. Восстановление иконостаса являлось частью областной программы по комплексной реставрации монастырья. Этот иконостас был выполнен в 1913 году Товариществом М.С. Кузнецова, установлен в соборе, а в 1936 году уничтожен. В сжатые сроки завод отлично справился со всем циклом работ: с отливкой изделий способом шликерного литья в гипсовые формы по моделям, с утельным и политым обжигом, с декорированием в несколько приемов надглазурными красителями, люстрами и препаратами жидкого золота. Готовые детали переправлялись в Верхотурье и монтировались на металлический каркас.


      Работа над Верхотурским иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с новыми красителями, эффектом кракле, металлоэффектом, освоили росписи с резервом, применением нескольких красок и многократным обжигом.
      Ныне уральское предприятие традиционного народного художественного промысла « Фарфор Сысерти » приобрело известность в России и за рубежом. Благодаря таланту и трудолюбию людей, их любви к малой родине, преданности своему предприятию, оно растет и развивается вопреки непростым экономическим условиям. Продукция завода любима покупателями за ее качество, которое достижимо только в ручном исполнении, белизну фарфора, бережное отношение к традиции и вместе с тем чувство современности.


      80% технологического процесса на Сысертском заводе составляет ручной труд:
  • методы ручного шликерного литья в гипсовые формы;
  • ручное воспроизводство гипсовых форм, снимающихся непосредственно с авторской модели, без капов (в отличии от промышленных фарфоровых предприятий);
  • создание автором моделей традиционными способами: либо лепкой из пластилина, либо вытачиванием модели из гипса на гипсомодельном станке;
  • обучение живописцев, ведущееся методом наставничества, передачи мастерства « из рук в руки » обеспечивает преемственность и сохранение традиции ручной мазковой росписи;
  • сохранение принципа коллективности творческого труда;
  • применение варьирования в росписи и декорировании.
Rambler's Top100
Дизайн и разработка
Уникумстайл, 2009