Сысертский завод художественного фарфора

История создания

История создания


      Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине 17-го века. Первыми керамическими иконостасами в России стали иконостасы Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря Московской обл.
      К концу XIX века заводы Товарищества по производству фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова соответствовали всем условиям, необходимым для изготовления керамических иконостасов. Товарищество выполняло все этапы изготовления иконостасов: проектирование, изготовление мастер-моделей и производство деталей на фабрике, транспортировка деталей к месту сборки, монтаж иконостаса в храме, устранение возможных дефектов после монтажа. Первые иконостасы выполнялись по индивидуальным проектам. Впоследствии был реализован принцип многократного повторения разработанных деталей и компоновки из них многих различных иконостасов. Существовало три основных варианта цветового решения иконостасов и киотов: одноцветные; одноцветные с золотом; многоцветные с золотом. Наиболее популярными были белый, бирюзовый, розовый цвета и их сочетания. Сейчас известно 74 населённых пункта, где были установлены керамические иконостасы Товарищества Кузнецова.
      Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Кузнецовском заводе в 1895 году К этому времени уровень технологии керамического производства в России достиг известной высоты. Производились и монтировались иконостасы из керамики относительно быстро стоили не дороже деревянных, выглядели нарядно и торжественно. Было замечено неожиданное, но ценное свойство: керамика не поглощает звуки, тем самым усиливая акустику в храмах. Разбившиеся или треснувшие детали можно было заменить другими, ведь керамический иконостас - не монолитное сооружение, он состоит из отдельных элементов.
      Ещё одно свойство фаянсовых иконостасов было оценено заказчиками по достоинству - их гладкие, блестящие поверхности легко мыть и чистить. В церкви, где постоянно зажигают свечи и кадила, это немаловажно.
      Наше предприятие с 1998г. изготавливает детали фарфоровых иконостасов. Первый опыт заключался в участии в воссоздании трех иконостасов для центрального и придельных храмов Крестовоздвиженского собора Свято-Николаевского мужского монастыря г.Верхотурья Свердловской области.
      Завод приступил к воссозданию иконостаса для Крестовоздвиженского собора Николаевского монастыря в честь 400-летия г. Верхотурье. Восстановление иконостаса является частью областной программы по комплексной реставрации монастырья. Этот иконостас был выполнен в 1913 году Товариществом М.С.Кузнецова, установлен в соборе, а в 1936 году уничтожен.
      В сжатые сроки завод отлично справился со всем циклом работ: с отливкой изделий способом шликерного литья в гипсовые формы по моделям, с утельным и политым обжигом, с декорированием в несколько приемов надглазурными красителями, люстрами и препаратами жидкого золота. Готовые детали переправлялись в Верхотурье и монтировались на металлический каркас. За полтора года был воссоздан гигантский, 3-х предельный, 3-х ярусный фарфоровый иконостас длиной 24, высотой от 6 до 9 метров, состоящий из 3100 элементов сложной конфигурации и глубоким рельефом. Сияющие полихромные колонны, антаблементы и килевидные арки слагаются в стройную архитектурную композицию.
      Работа над Верхотурским иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с новыми красителями, эффектом кракле, металлоэффектом, освоили росписи с резервом, применением нескольких красок и многократным обжигом.
      Заслугой нашего предприятия в реализации этого проекта является то, что впервые после 80 лет невостребованности была вновь разработана технология изготовления крупногабаритных фарфоровых деталей иконостаса, а так же впервые в российской керамической промышленности применен и освоен метод компьютерного моделирования и изготовления моделей на станках с ЧПУ. Весь объем работ, начиная с изготовления моделей по рабочим чертежам, занял около 1,5 лет.
      В 2002 г. предприятие выполнило работы, связанные с изготовлением деталей иконостаса, для вновь строящегося Храма памятника на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших в г.Екатеринбурге. С этой работой завод справился за 6 месяцев.
      В 2003г. на заводе были выполнены 5 иконостасов для реставрируемого Свято-Преображенского Храма в г.Невьянске Свердловской области, в том числе: центральный и два придельных иконостаса в храмовом здании и два иконостаса в трапезной. Общее количество деталей составило около 5 тыс. деталей.
      В течение следующего периода до августа 2004г. были выполнены иконостасы: для Храма во имя Новомученников и Исповедников Русских г.Иссыкуль Омской области, для Храма во имя Казанской Богоматери в селе Большая Валяевка Пензинской области, для Успенской церкви в г.В.Пышма и г.Кировграде Свердловской области.
      Начиная с августа 2004г. наше предприятие самостоятельно осуществляет весь комплекс работ по возведению фарфоровых иконостасов: проектирование, изготовление моделей, изготовление деталей, художественно-техническое оформление. Проектные работы по-прежнему выполняет кандидат архитектуры и строительства, заведующий кафедрой УГАХА Винницкий М.В.
      С августа 2004г. по настоящий период нами возведено 19 иконостасов в 11 храмах, как на территории России, так и за рубежом, а именно:
1. Иконостас и киоты в Храме Воскресенского скита Валаамского мужского монастыря, о.Валаам;
2. 3 иконостаса и киоты в Алексеевском Соборе Благовещенского мужского монастыря, г.Н-Новгород;
3. 3 иконостаса в Успенском Соборе, пос.Гжель, Московской обл.;
4. Иконостас в Храме Животворящего Источника, пос.Козловка, Нижегородской обл.;
5. Иконостас в Знаменском Соборе, г.Кемерово;
6. Иконостас и киоты в Храме Георгия-Победоносца, с.Слобода Коуровская, Свердловской обл.;
7. Иконостас в Храме Касперовской Божьей Матери, пос.Кольцово, Свердловской обл.;
8. Иконостас в Храме Алексия-человека божьего, г.Н-Тагил, Свердловской обл.;
9. Иконостас и киоты в Свято-Михайловском Соборе , г.Ижевск, Удмуртия;
10. 3 иконостаса в Воскресенском Соборе, г.Усинск, Коми;
11. Иконостас в Храме Святой Екатерины, г.Рим, Италия.
12. Иконостас в храме Серафима Саровского, г.Екатеринбург.
13. Иконостасы в Храме Рождества Пресвятой Богородицы и Храме Сятых Праведных Иоакима и Анны в Русском на Афоне Свято- Пантелеимоновом монастыре, Святая Гора Афон.
14. Иконостас в Храме Рождества Христова, п.Айхал, Мирнинского района, республики САХА (Якутия).
15. Иконостас в Свято- Симеоновском соборе, г. Челябинска.
16. Иконостас в Храме во имя Новомученников Российских, п.Восточный, Серовского района, Свердловской обл.;
      Фарфоровые детали иконостасов изготавливаются высококвалифицированными специалистами в условиях специализированного фарфорового предприятия на современном оборудовании с использованием высококачественных сырьевых материалов, это позволяет гарантировать строгое соблюдение всех технологических параметров в процессе производства, что в свою очередь обеспечивает высокое качество изделий.
      За период с 1998г. специалисты накопили богатый опыт по работе с крупногабаритными деталями сложной, для фарфоровых изделий формы, отладили механизм взаимодействия всех звеньев производственной цепочки от проектирования до художественно-технического оформления, что позволяет нам надеяться на успех при реализации проектов по возведению фарфоровых иконостасов.
Rambler's Top100
Дизайн и разработка
Уникумстайл, 2009