Сысертский завод художественного фарфора

Технология изготовления


      Фарфоровые иконостасы представляют из себя монументальные и крупногабаритные конструкции, собранные из отдельных фарфоровых элементов, закрепленных на металлическом каркасе.


      Основные технологические этапы производства фарфоровых иконостасов имеют следующую последовательность. Художник-скульптор совместно с архитектором готовят проект иконостаса отдельно для каждого конкретного храма с детальной проработкой каждого отдельного элемента.
      Затем модельщики воспроизводят модели элементов, вытачивая их в модельном материале, точно передавая размеры, конструкцию и рельеф поверхности, заложенные авторами в рабочих чертежах. Следующим этапом модельщики приступают к отформовке элементов иконостаса. Для этого на модели прорисовывают линии разъема будущей гипсовой формы и последовательно отливают ее куски. Гипсовые формы высушиваются до влажности около 5 %.


      Фарфоровую массу предварительно готовят в шаровых мельницах совместным мокрым помолом огнеупорной беложгущейся глины, каолина, кварцевого песка, полевого шпата и других материалов.
      Следующей операцией является изготовление деталей иконостаса методом ручного литья фарфорового шликера в гипсовые формы. Метод изготовления выбирается в зависимости от формы и величины детали. По истечении времени, необходимого для выстаивания образовавшихся деталей, гипсовая форма раскрывается, детали извлекаются и подвергаются ручной оправке.


      После высушивания детали иконостаса проходят утильный обжиг при температуре 800 градусов. Затем детали глазуруют. Глазурь представляет из себя тонкомолотую смесь минералов-плавней, образующую после обжига блестящий стекловидный слой на поверхности изделия.
      Политой обжиг осуществляется для фарфоровых деталей в горнах при температуре 1 250 градусов С, в печах 1300 градусов.


      Художники и живописцы наносят декор вручную на готовые белые детали в соответствии с утвержденным цветовым решением проекта иконостаса. Для декорирования деталей иконостаса могут использоваться различные надглазурные и подглазурные красители, люстры, а также препарат жидкого золота. Декор закрепляется во время обжига, производимого в электропечи при температуре около 850 градусов С и сохра?няет яркость и свежесть красок на дол?гие годы.
      Завершающим этапом создания иконостаса является монтаж и закрепление готовых фарфоровых деталей на металлическом каркасе по месту установки иконостаса.
      Конструкции фарфоровых иконоста?сов отличаются от иконостасов, изго?товленных в ином материале. Они состоят их трех взаимодополняющих структур: фарфоровых деталей, со?бираемых по типу кирпичной кладки на строительном растворе, металли?ческого каркаса, обеспечивающего достаточную прочность, надежность и долговечность сооружения, и деревян?ной обшивки со стороны алтаря, дополняющей обитую жесткость кон?струкции.
      Фарфоровые иконостасы ручной работы обладают уникальностью и неповторимостью облика, хотя и состоят из модульных, стандартных деталей.
      За комбинаторикой повторяемых элементов скрываются большие возможности разнообразия композиционного строя, цветового решения, пластики, формы в пределах единого композиционного решения ? канонических рядов. Трансформация составных элементов и широкие возможности ручного декорирования деталей обеспечивают простоту изменяемости художественного облика иконостаса.
      Несмотря на то, что фарфоровые иконостасы производятся индустриальным методом, они содержат в себе теплоту рук человеческих, ведь создаются и расписываются детали вручную.
      Фарфоровые иконостасы изготавливаются высококвалифицированными специалистами в условиях специализированного фарфорового предприятия на современном оборудовании с использованием высококачественных сырьевых материалов, это позволяет гарантировать строгое соблюдение всех технологических параметров в процессе производства, что в свою очередь обеспечивает высокое качество изделий.

Проектирование фарфоровых иконостасов и убранства из художественного фарфора в храмах


      Изделия художественного фарфора, отличающиеся яркостью, гладкостью, блеском глазурованных поверхностей, находят широкое применение в интерьерах храмов. Мы разрабатываем и производим большой ассортимент элементов убранства:
  • Фарфоровые иконостасы;
  • Фарфоровые напольные и настенные киоты;
  • Фарфоровые элементы архитектурного оформления интерьеров: карнизы, пилястры, плинтуса, арки, ограждение солеи и т.п.;
  • Фарфоровые аналои;
  • Фарфоровые напольные подсвечники;
  • Фарфоровые престолы.


      Фарфоровые иконостасы и другие элементы убранства проектируются индивидуально для каждого храма. При проектировании учитываются размеры храма, габариты алтарных арок и стен, пожелания Заказчиков по количеству ярусов иконостаса, иконографическому составу, размерам икон и Царских Врат.
      Иконостас составляется из отдельных объёмных элементов, средний размер которых 300-400 мм. Различные варианты компоновки элементов позволяют достичь индивидуальности каждого иконостаса или киота. Кроме того, в каждый иконостас привносится 20-30% новых элементов. Поэтому все разработанные и установленные нами иконостасы неповторимы и гармонично вписываются в интерьер храмов.
      По желанию Заказчика может быть разработан и изготовлен совершенно новый эксклюзивный иконостас в единственном экземпляре.
      В настоящее время освоено изготовление фарфоровых иконостасов в неорусском, византийском стилях, разработаны проекты тябловых иконостасов в древнерусских традициях.
      Во многих восстанавливаемых и реставрируемых храмах возникает необходимость воссоздания утраченного когда-то иконостаса. По сохранившимся старым фотографиям мы сможем воплотить образ старинного деревянного, каменного или керамического иконостаса в новом фарфоровом иконостасе.
      Такое решение удачно опробовано на нескольких изготовленных нами иконостасах в ряде храмов: Спасо-Преображенском соборе в г. Невьянске, Воскресенской церкви Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, церкви Св. Великомученика Георгия Победоносца в с. Коуровская Слобода, Свердловской области, Свято-Троицкой церкви в г. Арамиль. Внешний вид этих иконостасов, сохранённый на старых фотографиях и в памяти пожилых прихожан, бережно воссоздан и воплощён в новых фарфоровых формах.
      Мы можем предложить решения по реставрации, ремонту сохранившихся фаянсовых иконостасов рубеже XIX-XX веков, воссозданию утраченных иконостасов.
      При проектировании ведётся индивидуальная работа с каждым заказчиком. Организуется выезд
     архитектора в храм для обмеров, оценки возможных решений и консультаций с настоятелем и Заказчиком.
      На первом этапе разрабатывается эскизный проект общего решения иконостаса в линиях и цвете в увязке с интерьером храма.
      По согласованному Заказчиком эскизному проекту разрабатываются рабочие чертежи как всего иконостаса, так и его отдельных деталей.
      Для каждой детали изготавливается модель из модельного материала на основе полиуретановых композиций. Объёмное моделирование ведётся с применением современных компьютерных технологий и станков с ЧПУ. Это позволяет изготавливать модели в сжатые сроки и с высокой точностью стыковки элементов.
      Широкие гаммы фарфоровых красителей отечественного и импортного производства позволяют воплотить любые цветовые решения.
      Краски на фарфоре отличаются необыкновенной лёгкостью, воздушностью и чистотой. Благодаря глянцевым глазурованным поверхностям фарфоровый иконостас всегда выглядит как новый. Особую торжественность и праздничность придаёт иконостасу натуральное золочение. Зеркальный отражающий блеск золота возможен только на глазурованных фарфоровых и фаянсовых иконостасах, что выгодно отличает их от иконостасов из других материалов.
      При разработке цветового решения иконостаса всегда учитывается художественно-символический замысел интерьера всего храма, а так же символическое соответствие цветовой гаммы иконостаса тем святым, в честь которых освящён храм.
Rambler's Top100
Дизайн и разработка
Уникумстайл, 2009